“Program and methodological complex for the rehabilitation of children with mental retardation in the conditions of a preschool educational organization of a compensatory orientation” and its effectiveness
Abstract
We studied the effectiveness of the “Program and methodological complex for the rehabilitation of children with mental retardation” which was scientifically developed and implemented in a preschool educational organization of a compensatory orientation. It was shown that unified organizational, special health-improving and corrective measures based on the integration of the activities of hygienists, pediatricians, neurologists, speech pathologists, psychologists, speech therapists contribute to the improvement of the reserves of biological and social adaptation, improve the mental performance of children with mental retardation (MR). As a result, 71.3% of preschoolers with a history of mental retardation were able to continue their education in the primary grades of municipal budgetary educational institutions, and only 28.7% study in correctional schools.
About the Authors
L. P. BannikovaRussian Federation
Chelyabinsk
M. D. Sebirzyanov
Russian Federation
Chelyabinsk
References
1. Сетко, Н. П. Адаптационная медицина детей и подростков / Н. П. Сетко, А. Г. Сетко, Е. В. Булычева. – Оренбург : ОрГМУ, 2018. – 516 с.
2. Сакаева, Д. Р. Нервно-психическое развитие детей раннего возраста и факторы, его определяющие. Обзор литературы / Д. Р. Сакаева, Т. Б. Хайретдинова // Молодой ученый. – 2011. – Т. 2, № 6. – С. 194–198.
3. Распопова, Н. И. Некоторые аспекты психического здоровья / Н. И. Распопова, М. Ш. Джамантаева // Вестник Казахского национального медицинского университета. – 2016. – № 1. – С. 205–207.
4. Макашева, В. А. Социальное значение детской психиатрии: связь учтенной заболеваемости психическими расстройствами детей и подростков с частотой суицидов в Сибирском федеральном округе / В. А. Макашева, Е. Р. Слободская // Российский психиатрический журнал. – 2015. – № 2. – С. 38–45.
5. О состоянии здоровья населения и здравоохранения Челябинской области в 2019 г. : государственный доклад. – Текст : электронный // Министерство здравоохранения Челябинской области [сайт]. – URL: https://www.zdrav74.ru/information/285/ (дата обращения: 25.01.2021).
6. Злоказова, М. В. Задержка психического развития: клинико-психологические, сравнительно-возрастные иреабилитационные аспекты : специальность 14.00.18 «Психиатрия» : автореф. дис. ... д-ра мед. наук / М. В. Злоказова. – Санкт Петербург, 2004. – 40 с.
7. Лубовский, В. И. Современные проблемы диагностики задержки психического развития / В. И. Лубовский. – Текст : электронный // Психологическая наука и образование psyedu.ru. – 2012. – № 1. – URL: http://psyedu.ru/journal/2012/1/2787.phtml (дата обращения: 15.12.2020).
8. Лебединская, К. С. Клиническая систематика задержки психического развития. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития у детей / под ред. К. С. Лебединской. – Москва : Педагогика, 1982. – 135 с.
9. Баевский, Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / Р. М. Баевский. – Москва : Медицина, 1979. – 295 с.
10. Белоконь, Н. А. Болезни сердца и сосудов у детей : руководство для врачей : в 2 т. – Т. 2 / Н. А. Белоконь, М. Б. Кубергер. – Москва : Медицина, 1987. – 480 с.
11. Дроздов, А. А. Полный справочник психотерапевта / А. А. Дроздов, М. В. Дроздова. – Москва : Эксмо, 2007. – 702 с.
12. Щур, В. Г. Методика изучения представлений ребенка об отношениях к нему других людей / В. Г. Щур // Психология личности: теория и практика. Психосемантические методы диагностики личности. Методика «Лесенка». – Москва, 1982.
13. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Москва : Мозаика-Синтез, 2011. – 247 с.
14. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с. – ISBN 5-86775-272-0.
15. Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников / под ред. С. Г. Шевченко. – Москва : Мозаика-Синтез, 2004. – 74 с.
16. Медведев, В. И. Адаптация человека / В. И. Медведев. – Санкт-Петербург : Институт мозга человека РАН, 2003. – 551 с.
17. Баевский, Р. М. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний / Р. М. Баевский, А. П. Берсенева. – Москва : Медицина, 1997. – 234 с.
18. Аксенова, Е. Н. Особенности функционального состояния сердечно-сосудистой системы у детей 5–7 лет / Е. Н. Аксенова, М. А. Сырцова // Гигиена и санитария. – 1990. – № 4. – С. 13–14.
19. Куинджи, Н. Н. Валеология: пути формирования здоровья школьников / Н. Н. Куинджи. – Москва : Аспект Пресс, 2000. – 139 с.
20. Кучма, В. Р. Состояние здоровья детей и подростков / В. Р. Кучма // Гигиеническая наука и практика на рубеже XXI в. : материалы IX Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. – Москва, 2001. – Т. 2. – С. 368–373.
21. Еременко, И. Г. Олигофренопедагогика : учебное пособие / И. Г. Еременко. – Киев : Вища школа, 1985. – 327 с.
22. Пинский, Б. И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы / Б. И. Пинский. – Москва : Педагогика, 1985. – 128 с.
23. Ненашева, А. В. Авторская программа оздоровления детей социально-реабилитационного центра : учебное пособие / А. В. Ненашева, А. С. Аминов, А. Б. Леонтьева ; под ред. А. П. Исаева. – Челябинск : ЮУрГУ, 2004. – 196 с.
24. Корнева, И. Н. Физиолого-гигиеническое обоснование применения методов эстетотерапии для сохранения и укрепления здоровья дошкольников в системе дополнительного образования : автореф. дис. … канд. психол. наук / И. Н. Корнева. – Оренбург, 2004. – 23 с.
25. Банникова, Л. П. Программа оздоровления детей в дошкольных образовательных учреждениях : методическое пособие / Л. П. Банникова. – Челябинск : ООО «Институт медико-социальных исследований», 2006. – 51 с.
26. Сетко, Н. П. Полупансион — современная модель формирования здоровьесберегающей среды младших школьников / Н. П. Сетко, Е. В. Кирнасюк // Гигиена и санитария. – 2006. – № 6. – С. 42–46.
27. Банникова, Л. П. Рекомендации по организации здоровьесберегающих технологий в условиях дошкольных образовательных организаций компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития / Л. П. Банникова, М. Д. Себирзянов. – Челябинск : Изд-во ЮУГМУ, 2014. – 39 с.
28. Банникова, Л. П. Программно-методический комплекс оздоровления детей с задержкой психического развития в условиях дошкольной образовательной организации компенсирующей направленности / Л. П. Банникова, М. Д. Себирзянов. – Челябинск : Изд-во ЮУГМУ, 2019. – 29 с.
Review
For citations:
Bannikova L.P., Sebirzyanov M.D. “Program and methodological complex for the rehabilitation of children with mental retardation in the conditions of a preschool educational organization of a compensatory orientation” and its effectiveness. Title in english. 2022;17(1):13-22. (In Russ.)