Невротические расстройства и расстройства поведения современных школьников
Аннотация
В настоящее время в Российской Федерации наблюдаются негативные тенденции в состоянии здоровья детей во всех возрастных категориях: отмечается высокий уровень заболеваемости, рост распространенности нервно-психической патологии, наличие функциональных отклонений и ухудшение качественных показателей как физического, так и нервно-психического здоровья. Поэтому среди первоочередных задач, которые стоят перед здравоохранением и образованием, забота о здоровье детского населения, его сохранении и укреплении.
Полученные результаты доказывают необходимость инновационных подходов в медицине и образовании, создания электронных баз данных (в рамках мониторинга), моделирования ситуаций, направленных на повышение уровня индивидуального нервно-психического здоровья (психоэмоционального состояния) современных школьников.
Целью данного исследования явилось изучение невротических расстройств и особенностей психоэмоционального статуса современных школьников.
В результате проведенного исследования выявлено, что общая заболеваемость детей и подростков г. Челябинска в динамике 6 лет (2015-2020 годы) существенно снизилась — на 24,0 %, за последний год — на 9,6 %. Отмечается увеличение показателя общей заболеваемости детей и подростков за исследуемый период по следующим классам болезней: психические расстройства и расстройства поведения (на 28,1 %), болезни системы кровообращения (на 26,3 %) и COVID-19 (на 100 %).
По результатам исследований отмечен высокий уровень личностной тревожности у 33,6 % респондентов, низкий уровень — у 19,8 %. Очень высокий и высокий уровни нейротизма отмечены почти у половины обследованных школьников (44,6 %). В группе обследованных школьников 11-14 лет отмечены психоневрологические нарушения у 78 % респондентов, в группе 15-18-летних — у 71 %. У 1/3 учащихся отмечалась цефалгия, у 1/10 — головная боль напряжения, синкопальное состояние и когнитивные нарушения. Данные нарушения выявлены у 79,0 % мальчиков и 76,0 % девочек.
Об авторах
В. В. МакароваРоссия
Макарова Вероника Владимировна, начальник отдела надзора по гигиене детей и подростков
454092, г. Челябинск, ул. Елькина, 73; телефон 8 351 263-64-90
И. Г. Зорина
Россия
Зорина Ирина Геннадьевна, д-р мед. наук, профессор, зав. кафедрой гигиены и эпидемиологии
Челябинск
Список литературы
1. Крига, А. С. Внутришкольная среда и организация образовательного процесса как факторы риска здоровью школьников / А. С. Крига, М. Н. Бойко, В. В. Турбинский // Материалы XII Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. - Москва, 2017. - С. 488-491.
2. Кучма, В. Р Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий / В. Р Кучма. - Москва : Изд-во Научного центра здоровья детей РАМН, 2001. - 376 с.
3. Агарков, В. И. Гигиеническое обоснование режима умственной работоспособности и отдыха / В. И. Агарков, Н. П. Греб- няк // Гигиена и санитария. - 1985. - № 1. - С. 33-36.
4. Макарова, Л. П. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников / Л. П. Макарова, А. В. Соловьев, Л. И. Сыромятникова // Молодой ученый. - 2013. - № 12 (59). - С. 494-496.
5. Зорина, И. Г. Здоровье школьников : монография / И. Г. Зорина, А. В. Кокшаров, В. В. Макарова. - Челябинск : ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России, 2020. - 150 с.
6. Александровский, Ю. А. Пограничные психические расстройства / Ю. А. Александровский. - Москва, 2000. - 496 с.
7. Дубровина, М. В. Индивидуальные способности школьников / М. В. Дубровина. - Москва : Просвещение, 2005. - 365 с.
8. Рапопорт, И. К. Особенности заболеваемости школьников и учащихся профессиональных училищ при завершении образования / И. К. Рапопорт, Е. Г. Бирюкова // Гигиена и санитария. - 2007. - № 1. - С. 67-70.
9. Маткивский, Р. А. Влияние соматического и психологического компонентов здоровья на успеваемость учащихся начальных классов / Р А. Маткивский, Е. П. Усанова, О. А. Шапкина // Актуальные проблемы здоровья детей и подростков и пути их решения. - Москва, 2012. - С. 243-244.
10. Артемова, Н. М. Клиническая электроэнцефалография : учебное пособие для врачей функциональной диагностики и неврологов / сост.: Н. М. Артемова, Н. П. Павлова, Е. А. Максимцева [и др.]. - Рязань : ООП УИТТиОП, 2020. - 93 с.
Рецензия
Для цитирования:
Макарова В.В., Зорина И.Г. Невротические расстройства и расстройства поведения современных школьников. Непрерывное медицинское образование и наука. 2022;17(2):20-26.
For citation:
Makarova V.V., Zorina I.G. Neurotic and behavioral disorders of modern schoolchildren. Title in english. 2022;17(2):20-26. (In Russ.)