Психоэмоциональные проблемы и эмоциональное функционирование детей 6-летнего возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольных образовательных организаций компенсирующей направленности
Аннотация
Представлены результаты исследования психоэмоциональных проблем и эмоционального функционирования детей 6-летнего возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях дошкольных образовательных организаций компенсирующей направленности.
Установлено, что проблемы в эмоционально-личностной сфере у детей с ОВЗ отмечаются чаще, чем у практических здоровых детей. Они проявляются наличием повышенного чувства тревожности, страха, эмоциональной неуравновешенности. Эти дети характеризуются сниженной способностью к отстаиванию своей позиции, значительной степенью психоэмоционального напряжения, а блокированная потребность в теплых межличностных отношениях приводит к появлению социальной робости, неуверенности в себе.
Низкие показатели эмоционального функционирования по данным детского опросника PedsQL 4.0 в сравнении с родительской версией свидетельствуют о недостаточно адекватном представлении родителей об эмоциональном благополучии своих детей и диктуют необходимость учета мнения не только родителей, но и самого ребенка.
Об авторах
Л. П. БанниковаРоссия
Банникова Людмила Павловна, д-р мед. наук, профессор, зав. кафедрой общей гигиены
454092, г. Челябинск, ул. Воровского, 64; тел. +7 351 261-25-92
М. Д. Себирзянов
Россия
Себирзянов Максим Дамирович, старший преподаватель кафедры общей гигиены
Челябинск
Список литературы
1. Абашкина А. А. Особенности школьной тревожности у детей с задержкой психического развития // Социально-психологическая интеграция детей с ограниченными возможностями: проблемы и перспективы. М. : МГУ, 2012. С. 13–18.
2. Анохин П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М. : Наука, 1980. 196 с.
3. Базарбаева Г. Б., Егенисова А. К. Развитие психических процессов у детей с задержкой психического развития // Современные наукоемкие технологии. 2013. № 7 (ч. 2). С. 136–137.
4. Банникова Л. П., Кокшаров А. В. Качество жизни детей с нарушением зрения, посещающих дошкольные образовательные организации компенсирующей направленности // Уральский медицинский журнал. 2012. № 12 (104). С. 112–115.
5. Банникова Л. П., Кокшаров А. В. Особенности качества жизни детей 5–7 лет с нарушением функции зрения // Материалы ХI Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей : сб. ст. Т. III / под ред. акад. РАМН, проф. Г. Г. Онищенко, акад. РАМН, проф. А. И. Потапова. М. ; Ярославль : Канцлер, 2012. С. 289–291.
6. Баранов А. А., Альбицкий В. Ю., Валиуллина С. А. и др. Изучение качества жизни детей — важнейшая задача современной педиатрии // Российский педиатрический журнал. 2005. № 5. С. 30–34.
7. Выготский Л. С. Основы дефектологии. СПб. : Лань, 2003. 656 с.
8. Выготский Л. С. Психология развития человека. М. : Смысл ; Эксмо, 2006. С. 5–16.
9. Добрин А. В. Сравнительный анализ параметров вариабельности кардиоритма у младших школьников с разным уровнем эмоционального интеллекта // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2017. № 1. С. 88–98.
10. Дроздов А. А., Дроздова М. В. Полный справочник психотерапевта. М. : Эксмо, 2007. 703 с.
11. Дубровская О. Ф. Руководство по использованию восьмицветового теста Люшера. М. : Когито-Центр, 2008. 63 с.
12. Иванова Е. В., Мищенко Г. В. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья. М. : Национальный книжный центр, 2016. 112 с.
13. Изард К. Э. Психология эмоций. СПб. : Питер, 2007. 464 с.
14. Кокшаров А. В. Особенности биологической и социальной адаптации у детей с нарушением зрительной функции в условиях дошкольных образовательных организаций компенсирующей направленности : автореф. дис. … канд. мед. наук. Оренбург, 2013. 24 с.
15. Костина Л. Н. Особенности эмоциональной сферы в учебном процессе детей младшего школьного возраста (с нормальным и задержанным психическим развитием) : автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1999. 32 с.
16. Новоторцева Н. В. Коррекционная педагогика и специальная психология : словарь : учеб. пособие. Изд. 4-е, перераб. и доп. СПб. : КАРО, 2006. 138 с.
17. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью : учеб. пособие / Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. П. Зарин и др. СПб. : КАРО, 2007. 265 с.
18. Симонов П. В. Эмоции и воспитание // Вопросы философии. 1981. № 5. С. 39–48.
19. Смолярчук И. В. Влияние детско-родительского взаимодействия на социализацию дошкольников // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 5 (73). С. 173–181.
20. Смолярчук И. В. Эмоциональное развитие детей с задержанным психическим развитием // Гаудеамус. 2019. № 1 (39). С. 67–73.
21. Фадина Г. В. Интеллектуально-эмоциональная готовность детей с задержкой психического развития к школьному обучению. Балашов : Изд-во «Николаев», 2003. 49 с.
22. Шалагинова К. С. Подготовка здоровых школьников к принятию детей с ОВЗ как одно из условий предупреждения школьного насилия // Мир педагогики и психологии. 2016. № 2 (2). С. 35–44.
23. Щур В. Г. Методика изучения представлений ребенка об отношениях к нему других людей // Психология личности: теория и практика. Психосемантические методы диагностики личности. Методика «Лесенка». 1982.
24. Эткинд А. М. Цветовой тест отношений // Общая психодиагностика. М., 1987. С. 221–227.
Рецензия
Для цитирования:
Банникова Л.П., Себирзянов М.Д. Психоэмоциональные проблемы и эмоциональное функционирование детей 6-летнего возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольных образовательных организаций компенсирующей направленности. Непрерывное медицинское образование и наука. 2021;16(2):3-9.
For citation:
Bannikova L.P., Sebirzyanov M.D. Psychoemotional problems and emotional functioning of 6-year-old children with disabilities in the conditions of preschool educational organizations of compensatory orientation. Title in english. 2021;16(2):3-9. (In Russ.)