The possibilities of an integrated approach in the examination of a child in the conditions of a psychological, medical and pedagogical commission
Abstract
Nowadays, there is an increase in children with various developmental disabilities that are systemic in nature, affect both the mental and physical spheres, cause changes in behavior, deform personality. The importance of a comprehensive examination of children in the conditions of the psychological, medical and pedagogical commission (PMPC) is increasing. This is ensured through effective interdisciplinary interaction of specialists who carry out holistic, complex, consistent, systematic professional diagnostics and provides support for students with developmental and behavioral disabilities. Based on the results of the survey, a system of special conditions is being developed, which is based on knowledge of ontogenetic patterns of development, about the necessary conditions that contribute to the adaptation and self-realization of the individual in society. An integrated approach and interdisciplinary interaction of specialists, which is successfully implemented in the conditions of PMPC.
About the Authors
L. S. RychkovaRussian Federation
Chelyabinsk
L. A. Mlkeyan
Russian Federation
Chelyabinsk
O. A. Kozlova
Russian Federation
Chelyabinsk
N. I. Khakimova
Russian Federation
Chelyabinsk
O. V. Triasina
Russian Federation
Chelyabinsk
References
1. Астахова Л. Г. Социально-психолого-педагогическое сопровождение развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Социализация человека в современном мире в интересах устойчивого развития общества: междисциплинарный подход. Сборник материалов Международной научно-практической конференции 18–20 мая 2017 г. / под ред. И. П. Краснощеченко. Калуга : КГУ им. К. Э. Циолковского, 2017. С. 249–257.
2. Астахова Л. Г. Способы организации междисциплинарного взаимодействия специалистов в процессе сопровождения обучающихся с особенностями в развитии и поведении. Текст: электронный // Вестник Калужского университета. Серия 1: Психологические науки, педагогические науки. 2019. № 3. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44530641 (дата обращения: 27.11.2021).
3. Ахметова Д. З., Яковлева Е. Л., Нигматов З. Г. и др. Педагогика и психология инклюзивного образования : учебное пособие. Казань : Познание, 2013. 204 с.
4. Бобкова Т. С., Гороховицкая Т. Н. Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья центром психолого-педагогической и медико-социальной помощи в условиях инклюзивного образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2016. № 3. С. 61–66.
5. Воробьёва М. А., Копанишина И. А. Психолого-педагогический консилиум — механизм управления качеством образования // Педагогическое образование в России. 2015. № 2. С. 27–31.
6. Кутепова Е. Н. Специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение как ресурс развития инклюзивного образования // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология : сборник материалов II Международной научно-практической конференции / отв. ред. С. В. Алехина. М. : МГППУ, 2013. С. 43–47.
7. Логинова Е. Т. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение как ресурсный центр для оказания консультативной поддержки. Текст: электронный // Вестник Череповецкого государственного университета. 2015. № 1 (62). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/spetsialnoe-korrektsionnoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-kak-resursnyy-tsentr-dlya-okazaniya-konsultativnoy-podderzhki (дата обращения: 13.09.2021).
8. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб. : Речь, 2014. 220 с.
9. Митраков А. В., Винярская И. В., Бобылова М. Ю., Куликов А. В., Казакова М. В., Юртова Е. В. Организация работы психолого-медико-педагогического консилиума центра диагностики и консультирования «Теплый Стан» ЮЗАО Москвы. Текст: электронный // Российский педиатрический журнал. 2013. № 6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-raboty-psihologo-mediko-pedagogicheskogo-konsiliuma-tsentra-diagnostiki-i-konsultirovaniya-teplyy-stan-yuzao-moskvy (дата обращения: 16.09.2021).
10. Мясникова Л. В., Селиванова Ю. В., Ильина О. М. К вопросу об организации интегрированного обучения детей с нарушением зрения. Текст: электронный // Вестник развития науки и образования. 2012. № 2. С. 68–73. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21202753 (дата обращения: 07.09.2021).
11. Нестерова А. А., Максименко Ж. А. Российский подход к инклюзии: междисциплинарность, комплексность, партнерство // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы : сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С. В. Алехиной. М. : МГППУ, 2015. С. 69–74.
12. О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий : письмо Минобрнауки России от 23 мая 2016 г. № ВК-1074/07. Текст: электронный. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_256467/ (дата обращения: 17.09.2021).
13. Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии : приказ Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082. Текст: электронный. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_153650/ (дата обращения: 17.09.2021).
14. Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации : распоряжение Минпросвещения России от 9 сентября 2019 г. № Р-93. Текст: электронный. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_333385/ (дата обращения: 17.09.2021).
15. Рычкова Л. С. Специальная психология : учебное пособие. 3-е изд., доп. и перераб. Челябинск : ИЦ ЮУрГУ, 2017. 156 с.
16. Рычкова Л. С. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования : монография. Челябинск : Изд. центр ЮУрГУ, 2020. 147 с.
17. Селиванова Ю. В., Мясникова Л. В. Ресурсный центр как современная модель психолого-педагогического и социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Текст: электронный // Известия Саратовского университета. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, № 1 (13). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/resursnyy-tsentr-kak-sovremennaya-model-psihologo-pedagogicheskogo-i-sotsialnogo-soprovozhdeniya-detey-s-ogranichennymi (дата обращения: 03.06.2019).
18. Семаго Н. Я., Семаго М. М., Семенович М. Л., Дмитриева Т. П., Аверина И. Е. Инклюзивное образование: от методологической модели к практике. Текст: электронный // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 51. URL: https://narfu.ru/upload/iblock/efd/inklyuzivnoe-obrazovanie-ot-metodologicheskoy-modeli-k-praktike.doc (дата обращения: 27.11.2021).
19. Фальковская Л. П., Лихошерстова Н. А. О роли центров психолого-медико-социального сопровождения и психолого-медико-педагогических комиссий в инклюзивном образовании. Текст: электронный // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология : сборник материалов II Международной научно-практической конференции / отв. ред. С. В. Алехина. М. : МГППУ, 2013. URL: http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=357 (дата обращения: 23.11.2021).
20. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 26 июля 2019 г.). Текст: электронный. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 17.09.2021).
Review
For citations:
Rychkova L.S., Mlkeyan L.A., Kozlova O.A., Khakimova N.I., Triasina O.V. The possibilities of an integrated approach in the examination of a child in the conditions of a psychological, medical and pedagogical commission. Title in english. 2021;16(3):13-17. (In Russ.)