Возможности интегрированного подхода в обследовании ребенка в условиях психолого-медико-педагогической комиссии
Аннотация
В наши дни наблюдается рост числа детей с различными отклонениями в развитии, которые носят системный характер, затрагивают как психическую, так и физическую сферу, вызывают изменения в поведении, деформируют личность. Возрастает важность комплексного обследования детей в условиях психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Это обеспечивается за счет эффективного междисциплинарного взаимодействия специалистов, осуществляющих целостную, комплексную, последовательную профессиональную диагностику и психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение обучающихся с особенностями в развитии и поведении. По результатам обследования ПМПК разрабатывается система особых условий — индивидуальный образовательный маршрут, который основывается на знаниях онтогенетических закономерностей развития. Это способствует адаптации и самореализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обществе. Комплексный и интегрированный подход и междисциплинарное взаимодействие специалистов успешно реализуются в условиях ПМПК.
Об авторах
Л. С. РычковаРоссия
Рычкова Лидия Сергеевна, д-р мед. наук, профессор, профессор кафедры общей психологии, психодиагностики и психологического консультирования
454080, г. Челябинск, просп. В. И. Ленина, 76
Л. А. Млкеян
Россия
Млкеян Лиана Акоповна, аспирант кафедры общей психологии, психодиагностики и психологического консультирования
Челябинск
О. А. Козлова
Россия
Козлова Ольга Александровна, педагог-психолог ПМПК
Челябинск
Н. И. Хакимова
Россия
Хакимова Наталья Ивановна, учитель-дефектолог, логопед, председатель ПМПК
Челябинск
О. В. Трясина
Россия
Трясина Ольга Викторовна, учитель-дефектолог ПМПК
Челябинск
Список литературы
1. Астахова Л. Г. Социально-психолого-педагогическое сопровождение развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Социализация человека в современном мире в интересах устойчивого развития общества: междисциплинарный подход. Сборник материалов Международной научно-практической конференции 18–20 мая 2017 г. / под ред. И. П. Краснощеченко. Калуга : КГУ им. К. Э. Циолковского, 2017. С. 249–257.
2. Астахова Л. Г. Способы организации междисциплинарного взаимодействия специалистов в процессе сопровождения обучающихся с особенностями в развитии и поведении. Текст: электронный // Вестник Калужского университета. Серия 1: Психологические науки, педагогические науки. 2019. № 3. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44530641 (дата обращения: 27.11.2021).
3. Ахметова Д. З., Яковлева Е. Л., Нигматов З. Г. и др. Педагогика и психология инклюзивного образования : учебное пособие. Казань : Познание, 2013. 204 с.
4. Бобкова Т. С., Гороховицкая Т. Н. Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья центром психолого-педагогической и медико-социальной помощи в условиях инклюзивного образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2016. № 3. С. 61–66.
5. Воробьёва М. А., Копанишина И. А. Психолого-педагогический консилиум — механизм управления качеством образования // Педагогическое образование в России. 2015. № 2. С. 27–31.
6. Кутепова Е. Н. Специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение как ресурс развития инклюзивного образования // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология : сборник материалов II Международной научно-практической конференции / отв. ред. С. В. Алехина. М. : МГППУ, 2013. С. 43–47.
7. Логинова Е. Т. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение как ресурсный центр для оказания консультативной поддержки. Текст: электронный // Вестник Череповецкого государственного университета. 2015. № 1 (62). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/spetsialnoe-korrektsionnoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-kak-resursnyy-tsentr-dlya-okazaniya-konsultativnoy-podderzhki (дата обращения: 13.09.2021).
8. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб. : Речь, 2014. 220 с.
9. Митраков А. В., Винярская И. В., Бобылова М. Ю., Куликов А. В., Казакова М. В., Юртова Е. В. Организация работы психолого-медико-педагогического консилиума центра диагностики и консультирования «Теплый Стан» ЮЗАО Москвы. Текст: электронный // Российский педиатрический журнал. 2013. № 6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-raboty-psihologo-mediko-pedagogicheskogo-konsiliuma-tsentra-diagnostiki-i-konsultirovaniya-teplyy-stan-yuzao-moskvy (дата обращения: 16.09.2021).
10. Мясникова Л. В., Селиванова Ю. В., Ильина О. М. К вопросу об организации интегрированного обучения детей с нарушением зрения. Текст: электронный // Вестник развития науки и образования. 2012. № 2. С. 68–73. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21202753 (дата обращения: 07.09.2021).
11. Нестерова А. А., Максименко Ж. А. Российский подход к инклюзии: междисциплинарность, комплексность, партнерство // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы : сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С. В. Алехиной. М. : МГППУ, 2015. С. 69–74.
12. О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий : письмо Минобрнауки России от 23 мая 2016 г. № ВК-1074/07. Текст: электронный. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_256467/ (дата обращения: 17.09.2021).
13. Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии : приказ Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082. Текст: электронный. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_153650/ (дата обращения: 17.09.2021).
14. Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации : распоряжение Минпросвещения России от 9 сентября 2019 г. № Р-93. Текст: электронный. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_333385/ (дата обращения: 17.09.2021).
15. Рычкова Л. С. Специальная психология : учебное пособие. 3-е изд., доп. и перераб. Челябинск : ИЦ ЮУрГУ, 2017. 156 с.
16. Рычкова Л. С. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования : монография. Челябинск : Изд. центр ЮУрГУ, 2020. 147 с.
17. Селиванова Ю. В., Мясникова Л. В. Ресурсный центр как современная модель психолого-педагогического и социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Текст: электронный // Известия Саратовского университета. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, № 1 (13). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/resursnyy-tsentr-kak-sovremennaya-model-psihologo-pedagogicheskogo-i-sotsialnogo-soprovozhdeniya-detey-s-ogranichennymi (дата обращения: 03.06.2019).
18. Семаго Н. Я., Семаго М. М., Семенович М. Л., Дмитриева Т. П., Аверина И. Е. Инклюзивное образование: от методологической модели к практике. Текст: электронный // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 51. URL: https://narfu.ru/upload/iblock/efd/inklyuzivnoe-obrazovanie-ot-metodologicheskoy-modeli-k-praktike.doc (дата обращения: 27.11.2021).
19. Фальковская Л. П., Лихошерстова Н. А. О роли центров психолого-медико-социального сопровождения и психолого-медико-педагогических комиссий в инклюзивном образовании. Текст: электронный // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология : сборник материалов II Международной научно-практической конференции / отв. ред. С. В. Алехина. М. : МГППУ, 2013. URL: http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=357 (дата обращения: 23.11.2021).
20. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 26 июля 2019 г.). Текст: электронный. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 17.09.2021).
Рецензия
Для цитирования:
Рычкова Л.С., Млкеян Л.А., Козлова О.А., Хакимова Н.И., Трясина О.В. Возможности интегрированного подхода в обследовании ребенка в условиях психолого-медико-педагогической комиссии. Непрерывное медицинское образование и наука. 2021;16(3):13-17.
For citation:
Rychkova L.S., Mlkeyan L.A., Kozlova O.A., Khakimova N.I., Triasina O.V. The possibilities of an integrated approach in the examination of a child in the conditions of a psychological, medical and pedagogical commission. Title in english. 2021;16(3):13-17. (In Russ.)