Preview

Непрерывное медицинское образование и наука

Расширенный поиск

«Программно-методический комплекс оздоровления детей с задержкой психического развития в условиях дошкольной образовательной организации компенсирующей направленности» и его эффективность

Аннотация

Изучена эффективность научно обоснованного, разработанного и внедренного в дошкольную образовательную организацию компенсирующей направленности «Программно-методического комплекса оздоровления детей с задержкой психического развития». Показано, что унифицированные организационные, специальные оздоровительные и коррекционные мероприятия, основанные на интеграции деятельности гигиенистов, врачей-педиатров, неврологов, дефектологов, психологов, логопедов, способствуют совершенствованию резервов биологической и социальной адаптации, улучшению умственной работоспособности детей, имеющих задержку психического развития (ЗПР). В результате 71,3% дошкольников, имеющих в анамнезе ЗПР, смогли продолжить свое обучение в начальных классах муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений, и только 28,7% обучаются в общеобразовательных школах коррекционного типа.

Об авторах

Л. П. Банникова
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Банникова Людмила Павловна, д-р мед. наук,  профессор, зав. кафедрой общей гигиены

454092, г. Челябинск, ул. Воровского, 64; тел. +7 351 261-25-92



М. Д. Себирзянов
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Себирзянов Максим Дамирович, старший  преподаватель кафедры общей гигиены

Челябинск



Список литературы

1. Сетко, Н. П. Адаптационная медицина детей и подростков / Н. П. Сетко, А. Г. Сетко, Е. В. Булычева. – Оренбург : ОрГМУ, 2018. – 516 с.

2. Сакаева, Д. Р. Нервно-психическое развитие детей раннего возраста и факторы, его определяющие. Обзор литературы / Д. Р. Сакаева, Т. Б. Хайретдинова // Молодой ученый. – 2011. – Т. 2, № 6. – С. 194–198.

3. Распопова, Н. И. Некоторые аспекты психического здоровья / Н. И. Распопова, М. Ш. Джамантаева // Вестник Казахского национального медицинского университета. – 2016. – № 1. – С. 205–207.

4. Макашева, В. А. Социальное значение детской психиатрии: связь учтенной заболеваемости психическими расстройствами детей и подростков с частотой суицидов в Сибирском федеральном округе / В. А. Макашева, Е. Р. Слободская // Российский психиатрический журнал. – 2015. – № 2. – С. 38–45.

5. О состоянии здоровья населения и здравоохранения Челябинской области в 2019 г. : государственный доклад. – Текст : электронный // Министерство здравоохранения Челябинской области [сайт]. – URL: https://www.zdrav74.ru/information/285/ (дата обращения: 25.01.2021).

6. Злоказова, М. В. Задержка психического развития: клинико-психологические, сравнительно-возрастные иреабилитационные аспекты : специальность 14.00.18 «Психиатрия» : автореф. дис. ... д-ра мед. наук / М. В. Злоказова. – Санкт Петербург, 2004. – 40 с.

7. Лубовский, В. И. Современные проблемы диагностики задержки психического развития / В. И. Лубовский. – Текст : электронный // Психологическая наука и образование psyedu.ru. – 2012. – № 1. – URL: http://psyedu.ru/journal/2012/1/2787.phtml (дата обращения: 15.12.2020).

8. Лебединская, К. С. Клиническая систематика задержки психического развития. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития у детей / под ред. К. С. Лебединской. – Москва : Педагогика, 1982. – 135 с.

9. Баевский, Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / Р. М. Баевский. – Москва : Медицина, 1979. – 295 с.

10. Белоконь, Н. А. Болезни сердца и сосудов у детей : руководство для врачей : в 2 т. – Т. 2 / Н. А. Белоконь, М. Б. Кубергер. – Москва : Медицина, 1987. – 480 с.

11. Дроздов, А. А. Полный справочник психотерапевта / А. А. Дроздов, М. В. Дроздова. – Москва : Эксмо, 2007. – 702 с.

12. Щур, В. Г. Методика изучения представлений ребенка об отношениях к нему других людей / В. Г. Щур // Психология личности: теория и практика. Психосемантические методы диагностики личности. Методика «Лесенка». – Москва, 1982.

13. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Москва : Мозаика-Синтез, 2011. – 247 с.

14. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с. – ISBN 5-86775-272-0.

15. Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников / под ред. С. Г. Шевченко. – Москва : Мозаика-Синтез, 2004. – 74 с.

16. Медведев, В. И. Адаптация человека / В. И. Медведев. – Санкт-Петербург : Институт мозга человека РАН, 2003. – 551 с.

17. Баевский, Р. М. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний / Р. М. Баевский, А. П. Берсенева. – Москва : Медицина, 1997. – 234 с.

18. Аксенова, Е. Н. Особенности функционального состояния сердечно-сосудистой системы у детей 5–7 лет / Е. Н. Аксенова, М. А. Сырцова // Гигиена и санитария. – 1990. – № 4. – С. 13–14.

19. Куинджи, Н. Н. Валеология: пути формирования здоровья школьников / Н. Н. Куинджи. – Москва : Аспект Пресс, 2000. – 139 с.

20. Кучма, В. Р. Состояние здоровья детей и подростков / В. Р. Кучма // Гигиеническая наука и практика на рубеже XXI в. : материалы IX Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. – Москва, 2001. – Т. 2. – С. 368–373.

21. Еременко, И. Г. Олигофренопедагогика : учебное пособие / И. Г. Еременко. – Киев : Вища школа, 1985. – 327 с.

22. Пинский, Б. И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы / Б. И. Пинский. – Москва : Педагогика, 1985. – 128 с.

23. Ненашева, А. В. Авторская программа оздоровления детей социально-реабилитационного центра : учебное пособие / А. В. Ненашева, А. С. Аминов, А. Б. Леонтьева ; под ред. А. П. Исаева. – Челябинск : ЮУрГУ, 2004. – 196 с.

24. Корнева, И. Н. Физиолого-гигиеническое обоснование применения методов эстетотерапии для сохранения и укрепления здоровья дошкольников в системе дополнительного образования : автореф. дис. … канд. психол. наук / И. Н. Корнева. – Оренбург, 2004. – 23 с.

25. Банникова, Л. П. Программа оздоровления детей в дошкольных образовательных учреждениях : методическое пособие / Л. П. Банникова. – Челябинск : ООО «Институт медико-социальных исследований», 2006. – 51 с.

26. Сетко, Н. П. Полупансион — современная модель формирования здоровьесберегающей среды младших школьников / Н. П. Сетко, Е. В. Кирнасюк // Гигиена и санитария. – 2006. – № 6. – С. 42–46.

27. Банникова, Л. П. Рекомендации по организации здоровьесберегающих технологий в условиях дошкольных образовательных организаций компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития / Л. П. Банникова, М. Д. Себирзянов. – Челябинск : Изд-во ЮУГМУ, 2014. – 39 с.

28. Банникова, Л. П. Программно-методический комплекс оздоровления детей с задержкой психического развития в условиях дошкольной образовательной организации компенсирующей направленности / Л. П. Банникова, М. Д. Себирзянов. – Челябинск : Изд-во ЮУГМУ, 2019. – 29 с.


Рецензия

Для цитирования:


Банникова Л.П., Себирзянов М.Д. «Программно-методический комплекс оздоровления детей с задержкой психического развития в условиях дошкольной образовательной организации компенсирующей направленности» и его эффективность. Непрерывное медицинское образование и наука. 2022;17(1):13-22.

For citation:


Bannikova L.P., Sebirzyanov M.D. “Program and methodological complex for the rehabilitation of children with mental retardation in the conditions of a preschool educational organization of a compensatory orientation” and its effectiveness. Title in english. 2022;17(1):13-22. (In Russ.)

Просмотров: 108


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-6292 (Print)
ISSN 3033-585X (Online)