«Программно-методический комплекс оздоровления детей с задержкой психического развития в условиях дошкольной образовательной организации компенсирующей направленности» и его эффективность
- Р Р‡.МессенРТвЂВВВВВВВВжер
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
- Telegram
- ВКонтакте
- РЎРєРѕРїРСвЂВВВВВВВВровать ссылку
Полный текст:
Аннотация
Изучена эффективность научно обоснованного, разработанного и внедренного в дошкольную образовательную организацию компенсирующей направленности «Программно-методического комплекса оздоровления детей с задержкой психического развития». Показано, что унифицированные организационные, специальные оздоровительные и коррекционные мероприятия, основанные на интеграции деятельности гигиенистов, врачей-педиатров, неврологов, дефектологов, психологов, логопедов, способствуют совершенствованию резервов биологической и социальной адаптации, улучшению умственной работоспособности детей, имеющих задержку психического развития (ЗПР). В результате 71,3% дошкольников, имеющих в анамнезе ЗПР, смогли продолжить свое обучение в начальных классах муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений, и только 28,7% обучаются в общеобразовательных школах коррекционного типа.
Об авторах
Л. П. БанниковаРоссия
Банникова Людмила Павловна, д-р мед. наук, профессор, зав. кафедрой общей гигиены
454092, г. Челябинск, ул. Воровского, 64; тел. +7 351 261-25-92
М. Д. Себирзянов
Россия
Себирзянов Максим Дамирович, старший преподаватель кафедры общей гигиены
Челябинск
Список литературы
1. Сетко, Н. П. Адаптационная медицина детей и подростков / Н. П. Сетко, А. Г. Сетко, Е. В. Булычева. - Оренбург : ОрГМУ, 2018. - 516 с.
2. Сакаева, Д. Р. Нервно-психическое развитие детей раннего возраста и факторы, его определяющие. Обзор литературы / Д. Р. Сакаева, Т. Б. Хайретдинова // Молодой ученый. - 2011. - Т. 2, № 6. - С. 194-198.
3. Распопова, Н. И. Некоторые аспекты психического здоровья / Н. И. Распопова, М. Ш. Джамантаева // Вестник Казахского национального медицинского университета. - 2016. - № 1. - С. 205-207.
4. Макашева, В. А. Социальное значение детской психиатрии: связь учтенной заболеваемости психическими расстройствами детей и подростков с частотой суицидов в Сибирском федеральном округе / В. А. Макашева, Е. Р. Слободская // Российский психиатрический журнал. - 2015. - № 2. - С. 38-45.
5. О состоянии здоровья населения и здравоохранения Челябинской области в 2019 г. : государственный доклад. - Текст : электронный // Министерство здравоохранения Челябинской области [сайт]. - URL: https://www.zdrav74.ru/information/285 (дата обращения: 25.01.2021).
6. Злоказова, М. В. Задержка психического развития: клинико-психологические, сравнительно-возрастные иреабилитационные аспекты : специальность 14.00.18 «Психиатрия» : автореф. дис. ... д-ра мед. наук / М. В. Злоказова. - Санкт Петербург, 2004. - 40 с.
7. Лубовский, В. И. Современные проблемы диагностики задержки психического развития / В. И. Лубовский. - Текст : электронный // Психологическая наука и образование psyedu.ru. - 2012. - № 1. - URL: http://psyedu.ru/journal/2012/1/2787.phtml (дата обращения: 15.12.2020).
8. Лебединская, К. С. Клиническая систематика задержки психического развития. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития у детей / под ред. К. С. Лебединской. - Москва : Педагогика, 1982. - 135 с.
9. Баевский, Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / Р. М. Баевский. - Москва : Медицина, 1979. - 295 с.
10. Белоконь, Н. А. Болезни сердца и сосудов у детей : руководство для врачей : в 2 т. - Т. 2 / Н. А. Белоконь, М. Б. Кубергер. - Москва : Медицина, 1987. - 480 с.
11. Дроздов, А. А. Полный справочник психотерапевта / А. А. Дроздов, М. В. Дроздова. - Москва : Эксмо, 2007. - 702 с.
12. Щур, В. Г. Методика изучения представлений ребенка об отношениях к нему других людей / В. Г. Щур // Психология личности: теория и практика. Психосемантические методы диагностики личности. Методика «Лесенка». - Москва, 1982.
13. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - Москва : Мозаика-Синтез, 2011. - 247 с.
14. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с. - ISBN 5-86775-272-0.
15. Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников / под ред. С. Г. Шевченко. - Москва : Мозаика-Синтез, 2004. - 74 с.
16. Медведев, В. И. Адаптация человека / В. И. Медведев. - Санкт-Петербург : Институт мозга человека РАН, 2003. - 551 с.
17. Баевский, Р. М. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний / Р. М. Баевский, А. П. Берсенева. - Москва : Медицина, 1997. - 234 с.
18. Аксенова, Е. Н. Особенности функционального состояния сердечно-сосудистой системы у детей 5-7 лет / Е. Н. Аксенова, М. А. Сырцова // Гигиена и санитария. - 1990. - № 4. - С. 13-14.
19. Куинджи, Н. Н. Валеология: пути формирования здоровья школьников / Н. Н. Куинджи. - Москва : Аспект Пресс, 2000. - 139 с.
20. Кучма, В. Р. Состояние здоровья детей и подростков / В. Р. Кучма // Гигиеническая наука и практика на рубеже XXI в. : материалы IX Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. - Москва, 2001. - Т. 2. - С. 368-373.
21. Еременко, И. Г. Олигофренопедагогика : учебное пособие / И. Г. Еременко. - Киев : Вища школа, 1985. - 327 с.
22. Пинский, Б. И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы / Б. И. Пинский. - Москва : Педагогика, 1985. - 128 с.
23. Ненашева, А. В. Авторская программа оздоровления детей социально-реабилитационного центра : учебное пособие / А. В. Ненашева, А. С. Аминов, А. Б. Леонтьева ; под ред. А. П. Исаева. - Челябинск : ЮУрГУ, 2004. - 196 с.
24. Корнева, И. Н. Физиолого-гигиеническое обоснование применения методов эстетотерапии для сохранения и укрепления здоровья дошкольников в системе дополнительного образования : автореф. дис. … канд. психол. наук / И. Н. Корнева. - Оренбург, 2004. - 23 с.
25. Банникова, Л. П. Программа оздоровления детей в дошкольных образовательных учреждениях : методическое пособие / Л. П. Банникова. - Челябинск : ООО «Институт медико-социальных исследований», 2006. - 51 с.
26. Сетко, Н. П. Полупансион - современная модель формирования здоровьесберегающей среды младших школьников / Н. П. Сетко, Е. В. Кирнасюк // Гигиена и санитария. - 2006. - № 6. - С. 42-46.
27. Банникова, Л. П. Рекомендации по организации здоровьесберегающих технологий в условиях дошкольных образовательных организаций компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития / Л. П. Банникова, М. Д. Себирзянов. - Челябинск : Изд-во ЮУГМУ, 2014. - 39 с.
28. Банникова, Л. П. Программно-методический комплекс оздоровления детей с задержкой психического развития в условиях дошкольной образовательной организации компенсирующей направленности / Л. П. Банникова, М. Д. Себирзянов. - Челябинск : Изд-во ЮУГМУ, 2019. - 29 с.
Рецензия
Для цитирования:
Банникова Л.П., Себирзянов М.Д. «Программно-методический комплекс оздоровления детей с задержкой психического развития в условиях дошкольной образовательной организации компенсирующей направленности» и его эффективность. Непрерывное медицинское образование и наука. 2022;17(1):13-22.
For citation:
Bannikova L.P., Sebirzyanov M.D. “Program and methodological complex for the rehabilitation of children with mental retardation in the conditions of a preschool educational organization of a compensatory orientation” and its effectiveness. Title in english. 2022;17(1):13-22. (In Russ.)