Preview

Непрерывное медицинское образование и наука

Расширенный поиск

Комплексная оценка влияния факторов окружающей среды, условий воспитания и обучения на течение процессов адаптации, состояние здоровья детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения города

Аннотация

Проведена комплексная оценка влияния факторов окружающей среды, условий воспитания и обучения на течение процессов биологической адаптации, состояние здоровья детей, посещающих дошкольные образовательные организации (ДОО) города. Установлено, что среда обитания современных ДОО характеризуется воздействием на детей ряда неблагоприятных факторов, среди которых наибольший удельный вес принадлежит санитарно-гигиеническим условиям их жизнеобеспечения — 43,0% (r=0,9; p<0,01) и эколого-гигиенической ситуации места расположения ДОО — 23,0% (r=0,8; p<0,001).
Среди факторов, характеризующих санитарно-гигиенические условия жизнеобеспечения, установлена достоверная связь между болезнями органов дыхания у детей (X класс; J00–J99) и микроклиматическими условиями (r=0,9; p<0,001), несоблюдением принципа групповой изоляции (r=0,8; p<0,001), превышением проектной вместимости здания (r=0,8; p<0,05). Последний фактор оказывает влияние на уровень инфекционной заболеваемости (I класс; А00–В99; r=0,8; p<0,05), между распространенностью сколиоза и несоответствием мебели росту детей (XIII класс; М00–М99; r=0,6; p<0,05).
В условиях многокомпонентного действия факторов среды обитания детей дошкольных организаций выраженное влияние на течение процессов биологической адаптации оказывают факторы, характеризующие уровень организации профилактической, оздоровительной и коррекционной помощи, вклад которых составил 24,1% (r=0,8; p<0,01).
Выявлены две подсистемы, оказывающие влияние на течение процессов адаптации. У детей с удовлетворительной адаптацией определяющей явилась подсистема, включающая в себя показатели физического развития ребенка (относительный вклад в общую дисперсию 59,0%). У детей с неудовлетворительной адаптацией и ее напряжением определяющей явилась подсистема, в состав которой вошли: индекс напряжении (ИН), индекс вегетативного равновесия (ИВР), индекс централизации (ИЦ); относительный вклад в общую дисперсию этой подсистемы выше, чем у детей с удовлетворительной адаптацией, и составил 46,4 и 52,7% соответственно.

Об авторах

Л. П. Банникова
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Банникова Людмила Павловна, д-р мед. наук,  профессор, зав. кафедрой общей гигиены

454092, г. Челябинск, ул. Воровского, 64; тел. +7 351 261-25-92



М. Д. Себирзянов
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Себирзянов Максим Дамирович, старший  преподаватель кафедры общей гигиены

Челябинск



Список литературы

1. Медведев, В. И. Адаптация человека / В. И. Медведев. – Санкт-Петербург : Институт мозга человека РАН, 2003. – 551 с.

2. Бююль, А. SPSS: Искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей / А. Бююль, П. Цёфель. – Санкт-Петербург : ООО «ДиаСофтЮП», 2002. – 603 с.

3. Медик, В. А. Статистика в медицине и биологии: прикладная статистика здоровья : в 2 т. – Т. 2 / В. А. Медик. – Москва, 2001. – 352 с.

4. Медик, В. А. Статистика в медицине и биологии: теоретическая статистика здоровья : в 2 т. – Т. 1 / В. А. Медик. – Москва, 2000. – 412 с.

5. Наследов, А. Д. Математические методы психологического исследования / А. Д. Наследов. – Санкт-Петербург, 2008.

6. Баевский, Р. М. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний / Р. М. Баевский, А. П. Берсенева. – Москва : Медицина, 1997. – 234 с.

7. Якубова, И. Ш. Научное обоснование критериев санитарно-гигиенического благополучия дошкольного учреждения : автореф. дис. … канд. мед. наук / И. Ш. Якубова. – Нижний Новгород, 1995. – 19 с.

8. Сухарев, А. Г. Комплексная оценка условий воспитания и обучения детей и подростков в образовательном учреждении : методическое пособие / А. Г. Сухарев, Л. Я Каневская, Л. В. Рябова [и др.]. – Москва, 2002. – 15 с.

9. Володина, Е. А. Особенности адаптационных резервов организма младших школьников в условиях образовательного пространства : автореф. дис. … канд. мед. наук / Е. А. Володина. – Оренбург, 2008. – 24 с.

10. Сафронова, А. И. Гигиеническая характеристика факторов школьной и окружающей среды и их роль в развитии дисрегуляции вегетативной нервной системы у школьников и гимназистов : автореф. дис. … канд. мед. наук / А. И. Сафронова. – Оренбург, 2008. – 27 с.

11. Кучма, В. Р. Гигиеническая оценка влияния средовых факторов на функциональные показатели школьников / В. Р. Кучма, О. Ю. Милушкина, Н. А. Бокарева [и др.] // Гигиена и санитария. – 2013. – № 5. – С. 91–94.

12. Зараковский, Г. М. Целевая функция адаптации человека (в развитие идей Всеволода Ивановича Медведева) / Г. М. Зараковский // Физиология человека. – 2014. – Т. 40, № 6 – С. 6–14.

13. Чередниченко, Н. Л. Баланс вегетативной нервной системы и кардиореспираторных показателей у детей с различной клинической рефракцией в процессе роста и влияние его на становление рефракции / Н. Л. Чередниченко, Л. П. Чередниченко // Российская педиатрическая офтальмология. – 2015. – № 1. – С. 33–36.

14. Семенова, Н. В. Влияние уровня санитарно-эпидемиологического благополучия на физическое развитие детей, посещавших дошкольные образовательные учреждения / Н. В. Семенова, О. А. Кун, А. П. Денисов, Е. Д. Филиппова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 3. – С. 378–381.

15. Сетко, Н. П. Адаптационная медицина детей и подростков / Н. П. Сетко, А. Г. Сетко, Е. В. Булычева. – Оренбург : ОрГМУ, 2018. – 516 с.

16. Buhl, H. Medizinische untersuchungtrgebnisse und Erkenntnisse zur biologischen Adaptations im Kindersalter / H. Buhl, H. Gurtler, H. Rudiger // Theorie und Praxis der Korperkultur. – 2000. – № 11. – S. 854–858.

17. Grotevant, H. D. Adoption: biological and social processes linked to adaptation / H. D. Grotevant, J. M. McDermott // Annual review of psychology. – 2014. – Т. 65. – С. 235–265.

18. Сетко, А. Г. Методические основы диагностики ранних нарушений здоровья детей и подростков в условиях воздействия факторов среды обитания / А. Г. Сетко, Л. Н. Каримова, А. Я. Валова // Материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Гигиенические и медико-профилактические технологии управления риском здоровью населения». – Пермь, 2011. – С. 38–41.

19. Калюжный, Е. А. Влияние экологических и социальных факторов на здоровье сельских школьников Нижегородской области / Е. А. Калюжный, С. В. Михайлова, В. А. Басуров [и др.] // Электронный научный журнал «Экологическая безопасность». – 2014. – № 1. – С. 6–16.

20. Куинджи, Н. Н. О раздельном школьном обучении детей разного пола / Н. Н. Куинджи // Администратор образования. – 2010. – № 6 (379). – C. 93–96.

21. Куинджи, Н. Н. Особенности адаптации детей к предметному обучению при гендерной индивидуализации и традиционной организации образовательного процесса / Н. Н. Куинджи, Е. Д. Лапонова // Российский педиатрический журнал. – 2013. – № 3. – С. 50–53.

22. Мирская, Н. Б. Факторы риска, негативно влияющие на формирование костно-мышечной системы детей и подростков в современных условиях / Н. Б. Мирская // Гигиена и санитария. – 2013. – № 1. – С. 65–72.

23. Реброва, О. Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA / О. Ю. Реброва. – Москва, 2002. – 312 с.

24. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ : пер. с англ. / Дж. О. Ким, Ч. У. Мьюллер, У. Р. Клекка [и др.] ; под ред. И. С. Енюкова. – Москва : Финансы и статистика, 1989. – 215 с.


Рецензия

Для цитирования:


Банникова Л.П., Себирзянов М.Д. Комплексная оценка влияния факторов окружающей среды, условий воспитания и обучения на течение процессов адаптации, состояние здоровья детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения города. Непрерывное медицинское образование и наука. 2022;17(1):8-13.

For citation:


Bannikova L.P., Sebirzyanov M.D. A comprehensive assessment of the influence of environmental factors, the conditions of upbringing and education on the course of adaptation processes, health condition of children attending preschool educational institutions of the city. Title in english. 2022;17(1):8-13. (In Russ.)

Просмотров: 86


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-5741 (Print)