Значение социальных факторов в происхождении задержки психического развития психогенного характера у детей 6-летнего возраста
Аннотация
В статье представлены результаты исследования социального портрета семей, дети которых имеют задержку психического развития (ЗПР). Установлено, что среди факторов, влияющих на формирование отклонений в состоянии нервно-психического здоровья детей, значительная роль принадлежит социальным факторам, формирующим психологический микроклимат семьи, отрицательные эмоции. Выявлена прямая сильная корреляционная связь между психогенным типом происхождения ЗПР и психологической деформацией семьи (r = 1,00), жилищно-бытовыми условиями (r = 0,76), прямая средняя корреляционная связь между психогенным типом ЗПР и наследственными заболеваниями сердечно-сосудистой системы (r = 0,56). Показано, что комплекс неблагоприятных социальных факторов определяет замедленный темп психического развития ребенка.
Об авторах
Л. П. БанниковаРоссия
Банникова Людмила Павловна, д-р мед. наук, профессор, зав. кафедрой общей гигиены
454092, г. Челябинск, ул. Воровского, 64; тел. +7 351 261-25-92
М. Д. Себирзянов
Россия
Себирзянов Максим Дамирович, ассистент кафедры общей гигиены
Челябинск
Список литературы
1. Альбицкий В. Ю., Баранов А. А., Паламарчук С. И. и др. Об образе жизни детей дошкольного возраста и их семей // Гигиена и санитария. 1985. № 6. С. 41–43.
2. Багнетова Е. А. Образ жизни родителей и поведенческие привычки старшеклассников // Фундаментальные исследования. 2011. № 2. С. 31–36.
3. Банникова Л. П. Роль дошкольных образовательных учреждений в формировании здоровья детского населения : автореф. дис. … д-ра мед. наук. Оренбург, 2007. 46 с.
4. Белова О. С., Соловьев А. Г. Роль социальных факторов риска в формировании отклонений в психоречевом развитии у детей раннего возраста // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2013. № 1. С. 27–29.
5. Бочарова Е. А. Специальная психология : учебное пособие / под ред. П. И. Сидорова. Архангельск : Изд-во Северного государственного медицинского университета, 2009. 116 с.
6. Давлеткалиева Д. Х. Семья как ячейка общества и ее роль в жизни человека // Инновационная наука. 2019. № 5. С. 233–235.
7. Злоказова М. В. Задержка психического развития: клинико-психологические, сравнительно-возрастные и реабилитационные аспекты : автореф. дис. ... д-ра мед. наук. СПб., 2004. 40 с.
8. Жирнов В. А., Дмитриева М. В. Состояние здоровья детей с врожденными пороками развития, воспитывающихся в закрытых учреждениях // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. С. 108–114.
9. Инденбаум Е. Л. Типология функциональных диагнозов для школьников с легкими формами интеллектуальной недостаточности // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2012. Т. 12, № 1. С. 64–73.
10. Калюжный Е. А., Михайлова С. В., Басуров В. А. и др. Влияние экологических и социальных факторов на здоровье сельских школьников Нижегородской области // Электронный научный журнал «Экологическая безопасность».
11. Кошелева А. Д., Перегуда В. И., Шаграева О. А. Эмоциональное развитие дошкольников. М. : Издательский центр «Академия», 2003. 176 с.
12. Кутепов Е. Н., Чарыева Ж. К., Варфоломеева И. В. Сравнительная оценка психодиагностических методик, применяемых при изучении психологического статуса населения // Гигиена и санитария. 1999. № 3. С. 68–71.
13. Лебединская К. С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / под ред. К. С. Лебединской. М. : Педагогика, 1982. 128 с.
14. Макарова О. А. Аспектный анализ задержки психического развития в отечественной психологии [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. № S1. С. 16–20. URL: http://e-koncept.ru/2013/13504.htm.
15. Прокопьев А. А., Трифонов Б. А., Буторина Н. Е. Клинико-психологические аспекты выделения детей группы риска по школьной дезадаптации // Актуальные вопросы терапии психических заболеваний. Челябинск, 2000. С. 26–28.
16. Пугачев А. С. Влияние семьи на личность // Молодой ученый. 2012. № 7. С. 310–313.
17. Реан А. А. Психология личности. СПб. : Питер, 2013. 288 с.
18. Снопков В. Н., Иванов В. А., Мишустин В. Н. и др. Прогноз развития нарушений периода ранней неонатальной адаптации у детей от матерей с табакозависимостью // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Медицина. Фармация. 2013. № 11-1 (154). С. 195–198.
19. Товкун Л. П. Зависимость психического здоровья детей от взаимоотношений в семье // Естественно-гуманитарные исследования. 2013. № 2 (2). С. 118–122.
20. Baroff G. S., Olley J. G. Mental retardation: Nature, Cause, and Management. 3rd ed. Routledge, 2014. 500 p.
Рецензия
Для цитирования:
Банникова Л.П., Себирзянов М.Д. Значение социальных факторов в происхождении задержки психического развития психогенного характера у детей 6-летнего возраста. Непрерывное медицинское образование и наука. 2020;15(1):10-14.
For citation:
Bannikova L.P., Sebirzyanov M.D. Significance of social factors in the origin of mental retardation of psychogenic character in 6-year-old children. Title in english. 2020;15(1):10-14. (In Russ.)